0    0

8. Регулирование дорожного движения

8.1. Регулирование дорожного движения осуществляется при помощи дорожных знаков, дорожной разметки, дорожного оборудования, светофоров, а также регу­лировщиками.

8.2. Дорожные знаки имеют преимущество перед дорожной разметкой и могут быть постоянными, временными и со сменной информацией. Временные дорожные знаки размещаются на переносных устройствах, дорожном оборудовании или закрепляются на щите с фоном желтого цвета и имеют преимущество перед постоянными дорожными знаками.

8.2-1. Дорожные знаки применяются согласно этим Правилам и должны соответствовать требованиям национального стандарта. Дорожные знаки должны размещаться таким образом, чтобы их было хорошо видно участникам дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток. При этом дорожные знаки не должны быть закрыты полностью или частично от участников дорожного движения какими-либо препятствиями. Дорожные знаки должны быть видны на расстоянии не менее 100 м по направлению движения и размещенными не выше 6 м над уровнем проезжей части. Дорожные знаки устанавливаются вдоль дороги на том ее стороне, соответствующей направлению движения. Для улучшения восприятия дорожных знаков они могут быть размещены над проезжей частью. Если дорога имеет более чем одну полосу для движения в одном направлении, установленный вдоль дороги соответствующего направления дорожный знак дублируется на разделительной полосе, над проезжей частью или на противоположной стороне дороги (в случае, когда для движения во встречном направлении является не более чем две полосы) . Дорожные знаки размещаются таким образом, чтобы информация, которую они передают, могли воспринимать именно те участники движения, для которых она предназначена.

8.3. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков и являются обязательными для выполнения.
Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество перед дорожными знаками приоритета.
Водители и пешеходы должны выполнять допол­нительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требовани­ям дорожных знаков и разметки.

8.4.Дорожные знаки делятся на группы:

  • а) предупреждающие знаки. Информируют води­телей о приближении к опасному участку дороги и ха­рактере опасности. Во время движения по этому участку необходимо принять меры для безопасного проезда;

  • б) знаки приоритета. Устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих час­тей или узких участков дороги;

  • в) запрещающие знаки. Вводят или отменяют оп­ределенные ограничения в движении;

  • г) предписывающие знаки. Показывают обяза­тельные направления движения или разрешают не­которым категориям участников движение по проез­жей части или отдельным ее участкам, а также вводят или отменяют некоторые ограничения;

  • гг) информационно-указательные знаки. Вводят или отменяют определенный режим движения, а так­же информируют участников дорожного движения о расположении населенных пунктов, различных объектов, территорий, где действуют специальные правила;

  • д) знаки сервиса. Информируют участников до­рожного движения о расположении объектов обслу­живания;

  • е) таблички к дорожным знакам. Уточняют или ог­раничивают действие знаков, вместе с которыми они установлены.

8.5. Дорожная разметка (Дорожная разметка) делится на гори­зонтальную и вертикальную и используется отдельно либо совместно с дорожными знаками, требования которых она подчеркивает или уточняет.

8.5.1. Горизонтальная дорожная разметка устанавливает определенный режим и порядок движения. Наносит­ся на проезжей части или по верху бордюра в виде линий, стрелок, надписей, символов и т. п. краской либо иными материалами соответствующего цвета согласно пункту 1 раздела 34 настоящих Правил.

8.5.2. Вертикальная разметка в виде полос белого и черно­го цвета на дорожных сооружениях и элементах обо­рудования дорог предназначена для зрительного ориентирования.

8.5-1. Дорожная разметка применяется в соответствии с настоящими Правилами и должна соответствовать требованиям национального стандарта. Дорожная разметка должна быть видимой участникам дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток на расстоянии, обеспечивающем безопасность движения. На участках дорог, на которых есть трудности для видимости участниками дорожного движения дорожной разметки (снег, грязь и т.п.) или дорожная разметка не может быть восстановленной, устанавливаются соответствующие по содержанию дорожные знаки.

8.6. Дорожное оборудование применяется как вспомога­тельное средство регулирования дорожного движения.
К нему относятся:

  • а) ограждения и световое сигнальное оборудова­ние в местах строительства, реконструкции и ремон­та дорог;

  • б) предупреждающие световые круглые тумбы, устанавливаемые на разделительных полосах или островках безопасности;

  • в) направляющие столбики, предназначенные для обеспечения видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в условиях недостаточной ви­димости. Обозначаются вертикальной разметкой и должны быть оборудованы световозвращателями: справа - красного цвета, слева - белого; Для обеспечения видимости внешнего края проез­жей части в темное время суток на направляющих столбиках устанавливаются световозвращатели: спра­ва — красный, слева— белый.

  • г) выпуклые зеркала для расширения обзорности водителям транспортных средств, проезжающих пе­рекресток или другое опасное место с недостаточной обзорностью;

  • гг) дорожные ограждения на мостах, путепрово­дах, эстакадах, насыпях и других опасных участках дорог;

  • д) пешеходные ограждения в опасных для пере­хода проезжей части местах;

  • е) вставки разметочные дорожные для улучше­ния зрительного ориентирования водителей на про­езжей части;

  • ее) устройства принудительного снижения скорос­ти транспортных средств;

  • ж) шумовые полосы для повышения внимания участников дорожного движения на опасных участках дорог.

8.7. Светофоры предназначены для регу­лирования движения транспортных средств и пешехо­дов, имеют световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цветов, расположенные вер­тикально либо горизонтально. Сигналы светофора мо­гут быть с нанесенной сплошной или контурной стрел­кой (стрелками), с силуэтом пешехода, Х-образные.

На уровне красного сигнала светофора с верти­кальным расположением сигналов может устанавли­ваться табличка белого цвета с нанесенной на ней стрелкой зеленого цвета.

8.7.1. В светофорах с вертикальным расположением сигна­лов

Вертикальный светофор

сигнал красного цвета — сверху, зеленого — сни­зу, а с горизонтальным:

Горизонтальный светофор

красного — слева, зелено­го — справа.

8.7.2. Светофоры с вертикальным расположением сигналов

Вертикальный светофор с дополнительной секцией

могут иметь одну или две дополнительных секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), расположенные на уровне сигнала зеленого цвета.

8.7.3. Сигналы светофора имеют следующие значения:

  • а) зеленый — разрешает движение;

  • б) зеленый в виде стрелки (стрелок) на черном фоне — разрешает движение в указанном направле­нии (направлениях). Такое же значение имеет сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной секции светофора.

    Сигнал в виде стрелки, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными знаками.

    Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в до­полнительной (дополнительных) секции, включен­ный вместе с зеленым сигналом светофора, инфор­мирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (на­правлениях) движения перед транспортными сред­ствами, движущимися с других направлений;

  • в) зеленый мигающий — разрешает движение, но информирует о том, что вскоре будет включен си­гнал, запрещающий движение.

    Для информирования водителей о времени (в се­кундах), оставшемся до конца горения сигнала зеле­ного цвета, могут применяться цифровые табло;

  • г) черная контурная стрелка (стрелки), нанесен­ная на основной зеленый сигнал, информирует води­телей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движе­ния, чем сигнал дополнительной секции;

  • гг) желтый - запрещает движение и предупреж­дает о предстоящей смене сигналов;

  • д) желтый мигающий сигнал либо два желтых ми­гающих сигнала разрешают движение и информиру­ют о наличии опасного нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода;

  • е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.

    Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в допол­нительной (дополнительных) секции вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует води­теля о том, что движение разрешается в указанном на­правлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений.

    Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, разрешает движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора с крайней правой полосы движения (или крайней левой полосы движения на дорогах с односторонним движением) при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам, которые двигаются с других направлений на сигнал светофора, который разрешает движение;

  • ее) сочетание красного и желтого сигналов запре­щает движение и информирует о предстоящем вклю­чении зеленого сигнала;

  • ж) черные контурные стрелки на красном и жел­том сигналах не изменяют значения этих сигналов и информируют о разрешенных направлениях движе­ния при зеленом сигнале;

  • з) выключенный сигнал дополнительной секции запрещает движение в направлении, указанном ее стрелкой (стрелками).

8.7.4. Для регулирования движения транспортных средств на улицах, дорогах или по полосам проезжей части, направление движения на которых может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеле­ным сигналом в виде стрелки, направленной вниз.

Реверсивный светофор

Эти сигналы запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора мо­гут быть дополнены желтым сигналом в виде стрел­ки, наклоненной по диагонали вниз вправо,

Реверсивный светофор с дополнительной секцией

включе­ние которого запрещает движение по полосе, обоз­наченной с обеих сторон дорожной разметкой  

Дорожная разметка 1.9

1.9 (см. Дорожная разметка)

и информирует о смене сигнала реверсивного светофора и необходимости перестро­ения на полосу движения справа.

При выключенных сигналах реверсивного свето­фора, расположенного над полосой, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

8.7.5. Для регулирования движения трамваев

Трамвайный светофор

могут приме­няться светофоры с четырьмя сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т».

Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или не­скольких верхних, из которых левый разрешает дви­жение налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены лишь три верхних сигнала — движе­ние запрещено.

В случае выключения или неисправности трам­вайных светофоров водители трамваев должны руко­водствоваться требованиями светофоров со световы­ми сигналами красного, желтого и зеленого цветов.

8.7.6.

Железнодорожный светофор

Железнодорожный светофор

Железнодорожный светофор

Для регулирования движения на железнодорожных переездах применяются светофоры с двумя красны­ми сигналами или одним бело-лунным и двумя крас­ными, имеющими следующие значения:

  • а) мигающие красные сигналы запрещают дви­жение транспортных средств через переезд;

  • б) мигающий бело-лунный сигнал показывает, что сигнализация исправна и не запрещает движение транспортных средств.

На железнодорожных переездах одновременно с запрещающим сигналом светофора может быть включен звуковой сигнал, дополнительно информи­рующий участников дорожного движения о запреще­нии движения через переезд.

8.7.7.

Если сигнал светофора имеет вид силуэта пешехода,

Светофор для пешеходов

его действие распространяется только на пешехо­дов, при этом зеленый сигнал разрешает движение, красный — запрещает.

Для слепых пешеходов может быть включен зву­ковой сигнал, разрешающий движение пешеходов.

8.8. Сигналы регулировщика. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса, а также жесты рука­ми, в том числе с жезлом или диском с красным све­товозвращателем, имеющие следующие значения:

  • а) руки вытянуты в стороны, опущены, или пра­вая рука согнута перед грудью:

    с левой и правой стороны — разрешено движение трамвая прямо, нерельсовым транспортным сред­ствам — прямо и направо; пешеходам разрешено пе­реходить проезжую часть за спиной и перед грудью регулировщика;

    со стороны груди и спины — движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено;

  • б) правая рука вытянута вперед:

    с левой стороны — разрешено движение трамвая налево, нерельсовым транспортным средствам — во всех направлениях; пешеходам разрешено перехо­дить проезжую часть за спиной регулировщика;

    со стороны груди — всем транспортным сред­ствам разрешено движение только направо;

    с правой стороны и спины — движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам раз­решено переходить проезжую часть за спиной регу­лировщика;

  • в) рука поднята вверх: движение всех транспортных средств и пешехо­дов запрещено во всех направлениях.

Жезл применяется только работниками подраз­делений Госавтоинспекции и военной инспекции безопасности дорожного движения.
Для привлечения внимания участников дорожно­го движения применяется сигнал, поданный свист­ком.
Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

8.9. Требование об остановке транспортного средства по­дается работником милиции:

  • а) жезлом или рукой, указывающей на это транс­портное средство;

  • б) при помощи включенного проблескового маяч­ка синего и красного или только красного цвета и (или) специального звукового сигнала;

  • в) при помощи громкоговорящего устройства;

  • г) при помощи специального табло, на котором указывается требование об остановке транспортного средства.

Водитель должен остановить транспортное сред­ство в месте, на которое ему будет указано, с соблю­дением правил остановки.

8.10. При подаче светофором (кроме реверсивного)

Реверсивный светофор 

Реверсивный светофор с дополнительной секцией

или регулировщиком сигнала, запрещающего движение, водители должны остановиться перед дорожной раз­меткой

Дорожная разметка 1.12

1.12 (стоп-линия) (см. Дорожная разметка)

дорожным знаком

Дорожный знак 5.62

5.62 «Место остановки» (см. Дорожные знаки)

если их нет - не ближе 10 м до ближайше­го рельса перед железнодорожным переездом, пе­ред светофором, пешеходным переходом, а если и они отсутствуют и во всех прочих случаях — перед пересекаемой проезжей частью, не создавая препят­ствий для движения пешеходов.

8.11. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство в месте, предус­мотренном пунктом 8.10 настоящих Правил, не при­бегая к экстренному торможению, разрешается дви­гаться дальше при условии обеспечения безопаснос­ти дорожного движения.

8.12. Запрещается самовольно устанавливать, снимать, повреждать или закрывать дорожные знаки, техниче­ские средства организации дорожного движения (вмешиваться в их работу), размещать плакаты, афи­ши, рекламные носители и устанавливать устрой­ства, которые могут быть приняты за знаки и другие устройства регулирования дорожного движения либо могут ухудшить их видимость или эффективность, ослепить участников дорожного движения, отвлечь их внимание и поставить под угрозу безопасность до­рожного движения.

 

← предыдущая страницасодержаниеследующая страница →